Перед вами, уважаемые читатели, последний литературный труд Андрея Андреевича Угрюмова, замечательного учителя, писателя-краеведа из Тарноги. Смерть, настигшая его после восьмидесяти, была преждевременной. Так многое еще мог, хотел и должен был сделать этот удивительный подвижник и просветитель.
Его имя стало широко известно несколько десятилетий назад, когда в домах вологжан появилась небольшая книжица в голубом переплете "Русские имена". Ее читали тогда заинтересованно и жадно, ведь имя дается человеку не случайно, что-то важное подчеркивая, выделяя в его личности и судьбе.
Шли годы, выходили статьи и книги А. Угрюмова, продолжался его диалог с нами о проживаемом времени и о нас. Он был всегда искренним и ненатужным, наверное, поэтому не ощущалось, что во всех наших обстоятельствах с нами был мудрый и дальновидный УЧИТЕЛЬ.
Еще не пришло время понять истинное значение этого человека для культуры нашего края. Сейчас, еще не пережив горечь после его ухода, кажется - он представлял собой уникальный, почти реликтовый тип истинно русского человека. Спокойного, умного, вдумчивого, терпеливого, не избегавшего трудов и опасностей, жившего с мыслью о России и делом доказывавшего свою преданность ей. Во всех делах, во всех войнах.
В Андрее Андреевиче, очень гармоничном человеке, подлинном русском интеллигенте, было редкое по нынешним временам качество - удивительное чувство собственного достоинства. Он жил с ним, стараясь реализовать себя с пользой для других, для всех.
Есть особый, почти символический смысл в том, что, начав с книги "Русские имена", он закончил свое земное общение с нами рукописью "Мифы и легенды древних русичей". Он возвращает нам ту часть нашей дохристианской предыстории, которую мы утратили. И это обеднило нашу жизнь. Он верил, что история и культура Родины - те могучие источники силы и энергии, что способны вытянуть народ из самого тяжелого кризиса. Предлагая рукопись Андрея Андреевича Угрюмова вашему вниманию, мы уверены: вы получите настольное чтение, интересное всем в вашем доме, от юных до зрелых.
Анимизм (от латинского слова "анима" - душа) - это зародыш всякой религии, ее начало. Ученые считают, что он возник тысяч тридцать лет тому назад. Древним людям казалось, что все окружавшее их: деревья, животные, птицы, камни, вода, огонь, ветер, - наделено способностью думать, говорить подобно людям, страдать и радоваться, желать другим добра или зла. Добрым духам древние люди были благодарны, злых пытались задобрить. Тем и другим они приносили жертвы, то есть то, что можно было съесть (в старину говорили: сожрать). Жертвенные продукты сжигались на больших плоских камнях - алатырях. Такой древний камень есть в Тарногском районе, в Шебеньге.
Первичное представление о душе возникло, вероятно, из наблюдения за крепко спящим человеком. Он неподвижен, спокоен, кажется, что и не дышит. Проснувшись же, рассказывает, что где-то он был, что-то видел и делал. Первобытные люди решили, что в человеке есть его двойник, невидимый, способный вылететь из него, действовать и возвращаться обратно, - дыхание, дух, душа.
Умерший, лежащий еще более спокойно (покойник), - это человек, душа которого улетела далеко и надолго. Как птицы, которые улетают осенью на юг, в вечно теплые края, и возвращаются обратно весной. Теплые южные страны у древних русичей носили названия вырий, ирий. Позднее оно сменилось словом "рай", заимствованным из древнеиранского языка, имевшим значение "счастье", "богатство".
Вырий, по представлениям древних русичей, находился на земле, а не на небе. Сказку о небесном рае принесли на Русь христианские проповедники. В русских мифах о вырии говорилось, что туда, кроме птиц и человеческих душ, осенью уползают змеи и стадами убегают зайцы и белки. Эти маленькие и безобидные животные спасаются от злого лешего, проигравшего их другому нечистому духу. Этим объяснялось, почему в одни годы в лесах много такой дичи, а в другие она исчезает.
Прошли десятки тысяч лет с того момента, когда наши далекие предки стали верить в одухотворенность всей природы. Первобытный анимизм превратился в современный поэтический прием-олицетворение. Оно встречается в народных песнях, например:
Его имя стало широко известно несколько десятилетий назад, когда в домах вологжан появилась небольшая книжица в голубом переплете "Русские имена". Ее читали тогда заинтересованно и жадно, ведь имя дается человеку не случайно, что-то важное подчеркивая, выделяя в его личности и судьбе.
Шли годы, выходили статьи и книги А. Угрюмова, продолжался его диалог с нами о проживаемом времени и о нас. Он был всегда искренним и ненатужным, наверное, поэтому не ощущалось, что во всех наших обстоятельствах с нами был мудрый и дальновидный УЧИТЕЛЬ.
Еще не пришло время понять истинное значение этого человека для культуры нашего края. Сейчас, еще не пережив горечь после его ухода, кажется - он представлял собой уникальный, почти реликтовый тип истинно русского человека. Спокойного, умного, вдумчивого, терпеливого, не избегавшего трудов и опасностей, жившего с мыслью о России и делом доказывавшего свою преданность ей. Во всех делах, во всех войнах.
В Андрее Андреевиче, очень гармоничном человеке, подлинном русском интеллигенте, было редкое по нынешним временам качество - удивительное чувство собственного достоинства. Он жил с ним, стараясь реализовать себя с пользой для других, для всех.
Есть особый, почти символический смысл в том, что, начав с книги "Русские имена", он закончил свое земное общение с нами рукописью "Мифы и легенды древних русичей". Он возвращает нам ту часть нашей дохристианской предыстории, которую мы утратили. И это обеднило нашу жизнь. Он верил, что история и культура Родины - те могучие источники силы и энергии, что способны вытянуть народ из самого тяжелого кризиса. Предлагая рукопись Андрея Андреевича Угрюмова вашему вниманию, мы уверены: вы получите настольное чтение, интересное всем в вашем доме, от юных до зрелых.
Анимизм (от латинского слова "анима" - душа) - это зародыш всякой религии, ее начало. Ученые считают, что он возник тысяч тридцать лет тому назад. Древним людям казалось, что все окружавшее их: деревья, животные, птицы, камни, вода, огонь, ветер, - наделено способностью думать, говорить подобно людям, страдать и радоваться, желать другим добра или зла. Добрым духам древние люди были благодарны, злых пытались задобрить. Тем и другим они приносили жертвы, то есть то, что можно было съесть (в старину говорили: сожрать). Жертвенные продукты сжигались на больших плоских камнях - алатырях. Такой древний камень есть в Тарногском районе, в Шебеньге.
Первичное представление о душе возникло, вероятно, из наблюдения за крепко спящим человеком. Он неподвижен, спокоен, кажется, что и не дышит. Проснувшись же, рассказывает, что где-то он был, что-то видел и делал. Первобытные люди решили, что в человеке есть его двойник, невидимый, способный вылететь из него, действовать и возвращаться обратно, - дыхание, дух, душа.
Умерший, лежащий еще более спокойно (покойник), - это человек, душа которого улетела далеко и надолго. Как птицы, которые улетают осенью на юг, в вечно теплые края, и возвращаются обратно весной. Теплые южные страны у древних русичей носили названия вырий, ирий. Позднее оно сменилось словом "рай", заимствованным из древнеиранского языка, имевшим значение "счастье", "богатство".
Вырий, по представлениям древних русичей, находился на земле, а не на небе. Сказку о небесном рае принесли на Русь христианские проповедники. В русских мифах о вырии говорилось, что туда, кроме птиц и человеческих душ, осенью уползают змеи и стадами убегают зайцы и белки. Эти маленькие и безобидные животные спасаются от злого лешего, проигравшего их другому нечистому духу. Этим объяснялось, почему в одни годы в лесах много такой дичи, а в другие она исчезает.
Прошли десятки тысяч лет с того момента, когда наши далекие предки стали верить в одухотворенность всей природы. Первобытный анимизм превратился в современный поэтический прием-олицетворение. Оно встречается в народных песнях, например:

Комментариев нет:
Отправить комментарий