четверг, 17 января 2013 г.

Хоспис: поймите правильно!



На днях в приемную депутата Донецкого горсовета Андрея Алеша, который активно сотрудничает с газетой «У нас НА РАЙОНЕ» и помогает жителям решать их проблемы, пришло письмо от громады Куйбышевского района. Общественность микрорайона, известного как «Админпоселок», просила оказать хотя бы информационную поддержку единственному в городе хоспису на базе ДГКБ №19.

«Просим вас, – говорилось в обращении, – поддержать этот стационар проведением съемки телевизионной передачи донецким телевидением, для того, чтобы осветить работу этого отделения жителям Донецка и Донецкой области, тем самым привлечь внимание жителей районов к очень сложной и очень важной теме – хоспису, так как никто не застрахован от попадания в хоспис в старости».
Во вторник Андрей Алеша собрал журналистов и отправился на встречу с заведующим хосписным отделением Виталием Фролковым. Медик отметил, что главной проблемой отделения является формирование неправильного мнения о хосписе как таковом. Большая часть людей, в силу недостаточной информированности и своей ментальности, считает, что хоспис – это место, в котором онкологические больные доживают свои последние дни. Это не совсем так.
В хосписное отделение могут быть госпитализированы не только безнадежные больные, но и люди, требующие симптоматического лечения и медико-социальной помощи при отсутствии возможности организации медицинской помощи и ухода на дому, то есть люди, которые временно не могут ухаживать за собой самостоятельно.
При этом Фролков не стал отрицать, что преимущественно в отделении оказываются люди, которым здесь помогают справиться с невыносимой болью на заключительном этапе онкозаболеваний. Больные хосписного отделения размещаются в палатах на 1-2-4-5 человек. Отделение частично укомплектовано средствами и предметами ухода (ходунки, функциональные кровати, коляски и т.д.). В комплексе лечебных мер – фармакотерапия, физиотерапевтические методы, инвазивные вмешательства (плевральные пункции, лапароцентез, блокады). При необходимости привлекаются специалисты: хирург, невролог, дерматолог, лор-врач, окулист.
«В первую очередь мы помогаем людям справиться с теми болевыми ощущениями, которые сопутствуют заболеванию – рассказал нам подробнее о своей работе Виталий Фролков. – До последнего времени подобная служба была представлена только в областном противоопухолевом центре. Там есть небольшие отделения, но их мощностей не хватает. К тому же они закреплены именно за областью. Службы, которая обслуживала бы жителей Донецка, не было до тех пор, пока пять лет назад не появились мы».
С 2007 года по апрель этого года на лечении в хосписе находились 2048 больных. Средства, необходимые для фармакотерапии, преимущественно обеспечиваются родственниками пациентов. Наркотические препараты, выделяемые онкологическим больным - бюджетные. На содержание отделения привлекаются и внебюджетные средства от страховых и благотворительных фондов, предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан и др.
Но основная проблема хосписа на сегодняшний день - даже не финансовая. Проблема в недостатке информации и в психологических страхах людей, считает Фролков:
- У нас 8 из 30 мест не заполнены. Либо о нас не знают даже врачи-терапевты, раз не посылают к нам людей, либо какое-то неверное представление о нас как о заведении, где онкологические больные доживают свои дни без поддержки родных и близких. В итоге люди, которым еще можно помочь, лечатся в терапиях, либо лежат дома, страдая от страшных болей. Это неправильно. Хоспис показан не только людям с неизлечимым диагнозом, мы вполне можем принимать больных на более ранних стадиях - снять обострение и отправить человека домой. По опыту могу сказать, что слово «хоспис» людей пугает. Если бы это было в моих силах, я бы переименовал наше отделение в отделение паллиативной помощи.
- Что именно пугает людей в слове «хоспис»?
- Может, в силу менталитета, люди очень напряженно относятся к этой формулировке. Поймите правильно: хоспис - это не финал. Я скажу больше - в мировой практике оказания паллиативной помощи лишь 10% медицинских услуг приходится на стационар, остальные могут оказываться амбулаторно. Для этого существуют выездные бригады, работают службы волонтеров. Но до тех пор, пока мы не привлечем внимания горздрава и общественность, не разъясним своей миссии и принципов нашей работы, мы не получим поддержки ни спонсоров, ни волонтеров. Поэтому если сегодня к нам поступят 30 человек больных, которые у нас теоретически должны находиться, то у нас не хватит мощностей, чтобы их всех обслужить.
- Есть ли у вас в штате психолог и сотрудничаете ли вы с церковью?
- Психолог в штате есть, но на данный момент мы, к сожалению, им не располагаем. Хотя его помощь необходима. Что касается церкви, то у нас есть молитвенный уголок православной веры.
Наша встреча состоялась во вторник. На тот момент в отделении были заняты лишь 18 коек из 30. Вместо 60 необходимых человек в хосписе трудится меньше 20, которые вынуждены работать на полторы ставки. О волонтерах, которые не помешали бы такой полезной организации, говорить вообще не приходится. Их попросту нет.
По непонятным причинам, жители других районов Донецка о хосписном отделении, находящемся у них под боком, знают очень мало или не слышали о нем вовсе. В ситуации разбирался Андрей Алеша. Основная проблема заключается в том, что онкологические больные уже не нуждающиеся в профильном лечении, чаще всего попадают в терапевтические отделения по месту жительства.


                                  



Депутат намерен лично проконтролировать, чтобы приказ о направлении соответствующих больных в хоспис появился в недрах Горздравотдела, а информация о существовании хосписного отделения не умалчивалась. Кроме того предметом серьезного разговора с медицинскими чиновниками как городского, так и областного уровня станет вопрос применения в Донецке европейского опыта выездных медицинских бригад, которые на дому помогают справиться с болью онкологическим больным.
Кроме того, если со стороны администрации больницы будет инициировано соответствующее обращение к городским властям с просьбой о ремонте здания, депутат обещал взять под личный контроль прохождение всех документов и включение вопроса в городской бюджет будущего года.
Нужно сказать, что без быстрой и конкретной помощи хоспис тоже не останется. Уже как гражданин и предприниматель, Алеша пообещал помочь хосписному отделению с приобретением специальных кроватей для мытья лежачих больных.
- Объем информации получен колоссальный, есть большое поле для деятельности, – подвел итоги встречи с заведующим отделения Алеша. – Теперь я знаю, что необходимо для того чтобы люди получили адекватный уход, медикаментозную и психологическую помощь. Конкретные шаги для себя я уже наметил. Вопрос наполнения хосписа будем решать путем издания приказа через горздрав. Будем поднимать вопрос о создании выездных бригад. Мне очень интересно будет побеседовать с горздравотделом, и я обязательно расскажу вам, чем закончилась эта беседа и какие результаты она принесет. А когда мы уточним маркировки кроватей для обслуживания больных, которые сами себя обслужить не могут, я организую приобретение этих кроватей.
Кирилл БАБУШКИН,
Антон СТРЕЛЬЦОВ


                                 


НАША СПРАВКА
Каждый пятый житель нашего города является пожилым. Из них каждый пятый нуждается в оказании лечебной помощи, 20% из них являются одинокими. Таким образом, как потенциального пациента хосписа, можно рассматривать каждого 125-го жителя. При населении в 1 млн человек это составляет 8 000 жителей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий