четверг, 5 апреля 2012 г.

О проблемах социального сиротства

Слово «сирота» всегда вызывает смешанные чувства. Сожаление, боль, сочувствие, настороженность, - каждый переживает это по-своему. К сожалению, в Украине  удручающее количество детей остаются одни при живых родителях. Сегодня это называют «социальным сиротством».  Явление социального сиротства в Украине приобрело пугающие масштабы – 95% детей-сирот можно отнести к категории «социальные сироты». Несостоятельности биологических родителей может быть множество причин: можно грешить на тяжелую судьбу, экономику, плохую наследственность, да на что угодно, но итог всегда один – ребенок один! Один на один со своими проблемами и переживаниями. И вот тут вступиться за права маленького гражданина должно государство. В лице социальных служб и специальных ведомств государство должно защитить ребенка и дать ему шанс на нормальную жизнь. Но адаптировать детей и дать им ощущения равновесия в жизни – очень непросто. Упрямая статистика утверждает, что каждый десятый ребенок ежегодно сбегает из приюта, каждый третий оказывается в местах лишения свободы, каждый пятый становится бомжем, каждый десятый сводит счеты с жизнью.
Это проблема не только госорганов, это проблема общества. Общественность берет или не берет на себя ответственность, мы миримся или не миримся с этим, в любом случае – мы с этим живем.
О государственной поддержке и роли бизнеса в решении проблем социального сиротства  в Украине и в Донецкой области в частности, мы поговорили с депутатом Донецкого городского совета, членом постоянной комиссии по вопросам семьи, молодежи и спорта Андреем Алеша.
- Сколько сегодня государство выделяет на содержание сирот?
Суммы разнятся в зависимости от формата воспитания детей-сирот. Например, на содержание одного ребенка в детдоме или интернате государство ежегодно тратит порядка 65-67 тыс. грн. Правда, собственно на ребенка расходуется не более 12% этой суммы. Все остальное «съедает» содержание, в том числе и ремонт, зданий и инфраструктуры, зарплата персонала (в системе работает 30 тыс. человек). Поэтому движение к деинституционализации детей-сирот, как видите, имеет не только моральные и социально-психологические мотивы, но и экономическое обоснование.
На содержание ребенка, который находится в приемной семье или семье опекуна, ежегодно расходуется чуть более 20 тыс. государственных гривен.
Если вникать в детали, то, например, для детей, родители которых лишены родительских прав, в зависимости от возрастной категории установлены максимальные размеры пособий: от 1 786,00 до 2 224,00 грн. Государство полностью обеспечивает студентов из числа сирот: стипендия вполовину выше, чем по ВУЗу, 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, ежегодные пособия на приобретение учебной литературы в размере трех месячных стипендий, и многое другое.
- Знаете ли Вы, планирует ли государство увеличивать дотации? Если да, то за счет чего?
Например, размер одноразовой помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, после достижения ими 18 лет в 2010-2011 годах составлял 1 590,00 грн., в 2012-м это 1 786,00 грн. Как видите, незначительное увеличение есть. Вообще, статьи «полного пансиона» от государства четко привязаны к прожиточному минимуму. При его пусть не значительном, но постоянном увеличении, растут и эти выплаты. «Стартовый капитал» на начало новой жизни, если мы с Вами говорим о социально адаптированном законопослушном человеке определенного рода занятий, конечно, не впечатляет. Однако государство содействует в трудоустройстве и гарантирует право на жилье биологических родителей или, при отсутствии такового, получение нового.
- Какие существуют государственные программы?
Есть, прежде всего, законодательная база защиты интересов и прав детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Ее составляют Закон Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки», Закон Украины «Об охране детства», Семейный кодекс Украины.
Есть международная Конвенция о правах ребенка, на основе которой выстроен национальный документ. В конце минувшего года президент поручил уполномоченному по правам ребенка Юрию Павленко разработать национальную программу защиты прав ребенка. Будем надеяться, в ближайшем будущем этот документ появится.
На мой взгляд, законодательная база, достаточная, чтобы эффективно заниматься проблемой социального сиротства. Трудности возникают при переносе документальных положений в реальную жизнь.
- Есть ли региональные программы в Донецке?
В Донецкой области с 2008 года работает региональная комплексная программа «Молодежь. Семья. Дети.», рассчитанная на период до 2012 года. Она носит общий характер, как и другие программы в области и городе, предусматривающие осуществление органами местного самоуправления необходимых функций  в отношении детей-сирот.
Донецк сделал в этом направлении настоящий прорыв, сформулировав и приняв на первой сессии горсовета в 2012 году городскую специализированную программу «Сохраним ребенку семью». Этот проект рассчитан на 2012-2016 годы. Основное достоинство программы в том, что помимо необходимых функций по решению текущих проблем детей-сирот, она предусматривает серьезные мероприятия по борьбе с причинами возникновения и распространения социального сиротства. Работа с семьями и одинокими матерями, оказавшимися в сложных обстоятельствах, временное жилье для различных категорий (детей, беременных женщин, семей), программы реабилитации и медицинской помощи, юридическая, психологическая, материальная помощь. К реализации программы привлечены человеческие и материальные ресурсы благотворительных фондов, общественности, бизнеса. Много внимания уделено квалификации социальных работников, скоординированности и эффективности работы структур власти именно по  предупреждению разрастания масштабов социального сиротства. В общем, это сильнейшее противовирусное от явления, которое более 20 лет прогрессирует в украинском обществе.
- Как происходит контроль социальными службами за условиями проживания сирот в приютах и приемных семьях?
Законодательство определяет органами опеки и попечительства госадминистрации районов, исполнительные органы местного самоуправления. Непосредственно делами и координацией всей работы относительно детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, занимаются службы по делам детей.
Органы опеки и попечительства, а также службы по делам детей имеют право проверять условия, в которых живут и обучаются дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки. Во-первых, путем доступа непосредственно в помещения. Во-вторых, оценивая распорядок ребенка, уровень обеспеченности материальными и интеллектуальными благами, его адаптацию и психологическое состояние. Кроме того, службы могут получать информацию от ближайшего окружения (бытовое, профессиональное) приемных родителей/опекунов, преподавательского состава по месту обучения ребенка, медучреждений. По результатам этой работы они могут извлекать детей, жизни и здоровью которых угрожает опасность, из текущей формы устройства, используя альтернативные формы. Также службы должны содействовать привлечению к ответственности лиц, которые нарушают права ребенка. Они могут самостоятельно подавать ходатайства и иски о защите прав детей-сирот.
Если мы говорим об интернатах и детдомах, здесь практически круглогодично работают всевозможные контролирующие и проверяющие службы и спецкомиссии.
Думаю, очевидно, что чем качественнее проведена предварительная работа по передаче ребенка в приемную семью, опекуну или попечителю, тем проще осуществлять контроль за условиями, в которых ребенок продолжает воспитываться.
- Какие существуют проблемы внутри самих соцслужб?
Я могу судить об этом скорее как обыватель. Но не буду столь категоричен, как некоторые мои собеседники в LJ: не могу сказать, что соцслужбы не работают. Украинцы стали усыновлять и принимать в семьи чаще, чем иностранцы (хотя еще несколько лет назад было все наоборот), число детей в интернатах постепенно уменьшается, возрастая, таким образом, в семейных формах устройства. Жаль, что конвейер продолжает активно работать и в обратном направлении. Недавно видел данные о том, что ежегодно социальными сиротами, которые, как правило, на начальном этапе попадают именно в детдома и интернаты, становятся до 10 тыс. маленьких украинцев.
На мой взгляд, слабое звено — это как раз работа на упреждение. И вот она напрямую зависит от уровня профессионализма тех, кто ее проводит. Программа «Сохраним ребенку семью», как я уже говорил, предусматривает мероприятия по обучению и повышению квалификации сотрудников госструктур именно в ключе работы по нейтрализации причин социального сиротства. Второй момент — это отработка потенциальных приемных родителей и опекунов. Персонал интернатов говорит о том, что процент возврата детей недопустимо высок. Хотя в данном случае любой процент будет недопустим, так как ребенка снова заставляют переживать свою ненужность. Я уже не говорю о тех ситуациях, когда дети в своих новых «семьях» систематически подвергаются насилию. И нередко выявляется это, к сожалению, тогда, когда ребенку уже не помочь. Например, как в случае, произошедшем в Макеевке и по которому в начале этого года вынесен, считаю, гуманный приговор.
Ну, и «теток с тусклыми глазами» никуда не деть. Человеческий фактор в украинских реалиях имеет большое значение. И для того, чтобы он срабатывал в плюс, необходимо проделать огромную работу. Это и повышение квалификации работников соответствующих служб, создание системы их стимулирования с одновременным ужесточением ответственности за ошибки или тем более халатность. Это непросто, но нет ничего не возможного.
- Какие права имеет ребенок, проживая в опекунской семье? Имеет ли он права на жилплощадь?
Опекунство или попечительство не предполагает установления семейных отношений. Это означает, что за ребенком сохраняются его личностные права (на образование, воспитание, обеспечение достойных бытовых условий и т.п.) и имущественные (на выплаты, пособия, стипендию, алименты и прочее). Что касается вопроса жилья, здесь без взаимных претензий. Если ребенок проживает в семье опекуна или попечителя, он не претендует на жилплощадь этой семьи. За ним сохраняется право на ту жилплощадь, где он проживал с биологическими родителями до того момента, как попал в интернат, опекунскую семью или другие формы устройства. Если такого жилья не было либо по каким-то причинам оно не сохранилось, ребенок претендует на получение жилья от государства с момента выхода из-под опеки. В свою очередь, и опекун или попечитель, который может проживать в квартире/доме своего подопечного, не претендует на эту жилплощадь вне зависимости от длительности проживания.
- Каким образом можно вовлечь бизнес в разрешение этой проблемы?
Принятая программа «Сохраним ребенку семью» предполагает активное участие в процессе деинституционализации детей-сирот и предотвращения разрастания масштабов социального сиротства благотворительных фондов, которые нередко созданы бизнес-структурами. Кроме того, представители бизнеса могут создать специальный фонд, который будет финансировать ряд мероприятий, например, наиболее затратных — то же жилье, временное или постоянное. Застройщики могут выделять в своих домах квартиры в пользу сирот на бесплатной основе. Ведь не секрет, что коммерческое жилье строится чаще и быстрее, чем государственное. Наконец, компании могут помочь в трудоустройстве матерей-одиночек, трудоспособных членов семей, оказавшихся в сложных обстоятельствах, сирот-выпускников учебных заведений.
- Какова обеспеченность сирот жильем? Какой вы видите способ выхода из ситуации?
По состоянию на начало 2012 года 46% детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, имеют жилье. Более тысячи человек его не имеют. Из их числа только 100 сирот в возрасте от 16 до 23 лет состоят на квартирном учете. При этом жилье в 2010 году получил 1 (!) человек.
Возвращаясь к городской программе, скажу, что она призвана решить эту проблему, однако в ограниченном периоде. В Донецке появится «Центр матери и ребенка», где смогут временно проживать беременные женщины, женщины с маленькими детьми или те женщины, которые не могут выполнять родительские обязанности. Также в городе будут функционировать социальные квартиры для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, а также детей из семей в сложных жизненных обстоятельствах (14-18 лет), где они смогут не только временно проживать, но и пройти социально-психологическую реабилитацию и адаптацию.
На вопрос «Что дальше?» призвана ответить наша инициатива по открытию в Донецке в 2013 году социального общежития для постоянного проживания. Фактически, это социальное жилье для детей-сирот, получивших образование и начавших самостоятельную жизнь вне стен ВУЗовских общежитий и домов приемных родителей или опекунов. Сегодня мы добились разрешения Минобразования передачи в коммунальную собственность комплекса по Бахметьева,30 в Кировском районе Донецка. Это жилые (бывшее студенческое общежитие), вспомогательные помещения, готовая инфраструктура. В течение этого года мы планируем завершить все формальные процедуры и проектные работы, чтобы к концу 2013-го ввести в эксплуатацию первое социальное жилье для донецких сирот.
Юлия Чечёткина

Комментариев нет:

Отправить комментарий